Исторические и архитектурные памятники Мадрида
Королевский Дворец интересен тем, что здесь можно осмотреть дворцовые залы, Королевскую библиотеку, Королевскую аптеку, оружейный, нумизматический музеи, а также Музей музыки, прикладного искусства и живописи.
Вход в Королевский дворец открыт через Оружейную площадь, которая долгое время служила для церемоний смены королевского караула и военных парадов, привлекавших множество мадридцев. Широкая лестница ведет в салон, где в 1841 г. произошел кровавый бой между стражниками, охранявшими королевскую семью, и восставшими мадридцами. Сейчас этот салон украшен фламандскими гобеленами XVI в., рыцарскими доспехами, изготовленными лучшими итальянскими и испанскими .мастерами (многие из них «детских размеров», предназначавшиеся для принцев). Обращает на себя внимание роспись потолка, выполненная по мотивам «Энеиды» Вергилия.
В Колонном зале, отличающемся пышным убранством, во времена Карлоса III проводились празднества и банкеты. В 1879 г. по случаю второй женитьбы Альфонсо XII были объединены три зала, которые образовали салон для торжественных приемов, где и сейчас король устраивает обеды по случаю приезда в Испанию глав государств. Достопримечательность Колонного зала — три скульптуры (одни из немногих, сохранившихся после пожара 1734 г.)- В этом зале, начиная с Карлоса III и кончая Альфонсо XIII, проводилась ритуальная церемония «омовения ног», когда в пасхальный четверг королевская семья и знатные дамы двора обмывали ноги 24 нищим старцам.
Вместе с грязной водой после «омовения», разумеется, выплескивались и все грехи монархов. Конечно, ноги бродяг отмыть было невозможно, да короли и не старались, притрагивались к ним лишь пальчиком, брезгливо отвернувшись в сторону, но сами монархи после этой мучительной для них процедуры считались чистенькими. После восшествия на престол нынешнего короля Хуана Карлоса в эту игру во дворце уже не играют.
А рядом зал, который в прошлом веке прозвали «трамваем» — за его продолговатую форму и диваны по стенам. В нем собрана фламандская, итальянская и испанская живопись, в том числе «Голова женщины» Веласкеса, портреты Филиппа 111 и Маргариты Австрийской. Бесконечен список художественных богатств королевского дворца — картин, гобеленов (многие ил которых воспроизводят сцены из «Дон Кихота»), ковров, старинных часов, люстр, кувшинов, скульптур, музыкальных инструментов, древнего оружия, мебели.
С 1950 г. по решению административного совета национального достояния дворец был открыт для посещения публики. Король же в нем появляется лишь но время торжественных приемов по случаю государственных визитов и на церемониях вручения верительных грамот послами. Официальные встречи и беседы он проводит в своем загородном дворце Сарсуэла, там же монарх постоянно живет.
Знаменитая площадь Пуэрта Дель Соль расположена в центре Мадрида. Она популярна среди туристов потому, что посреди установлена фигура медведя, выполненная из камня. Недалеко от площади Пуэрта Дель Соль находится возведенный в 1607 г. монастырь Карбонерас, где хранятся ценнейшие старинные картины.
Рядом с площадью Энкарнасьон находится Королевский театр, возведенный в XVII веке. Не менее знаменит женский монастырь Дескальсас Реалес, основанный в XVI в. В течение нескольких веков здесь останавливались высокопоставленные особы, которые в качестве платы за пребывание жертвовали монастырю разнообразные произведения искусства из своих коллекций. Таким образом в музее собраны многие шедевры мирового искусства.
Оригинальными архитектурными решениями отличается церковь Калатравас. Культурную ценность представляет дворец герцогов де Уседа, относящийся к началу XVII в. Необыкновенной красотой славится и фонтан богини Сибелес, который установлен на одноименной площади. Композиция представляет собой колесницу, в которую запряжены львы.
Среди других многочисленных достопримечательностей Мадрида можно отметить: церковь Сан-Франсиско-эль-Гранде (XVIII век); парк Буэно-Петиро, в котором расположены зоопарк и ботанический сад; дворец Зарзуэла (резиденция испанских монархов); монастырь Эль-Эсприаль; "Долина Павших" - мемориал погибшим в годы гражданской войны 1936-1939 годов.
Культурную и историческую ценность имеют также башня храма Сан Педро эль Вьехо, Пласа Майор, площадь Вилья и здание Муниципалитета, Королевский дворец и окружающие его сады.
Самым знаменитым фонтаном Мадрида считается фонтан «Сибелес», сооруженный в том месте, где сходятся проспекты Алькала и Кастелья. Дочь Неба и Земли, жена Сатурна, мать Юпитера, Нептуна и Плутона, Сибелес изображена на колеснице, запряженной львами. Она давно стала символом Мадрида, как символом Парижа — Эйфелева башня, Египта — древние пирамиды, Нью-Йорка — статуя Свободы.
Мифологическая богиня на фоне Триумфальной арки Пуэр-та-де-Алькала не сходит с обложек путеводителей по испанской столице. Не случайно ее называют «вечной невестой Мадрида». Правда, это не мешает испанцам отпускать в адрес Сибелес немало шуток, порой весьма двусмысленных. Весной 1986 г. группа молодежи устроила на фонтане театральное представление пьесы Рамона Льоренте «Свадьба халифа и Сибелес». На статую натянули свадебную вуаль, сунули в каменную руку букет цветов. Сам автор пьесы играл роль посланника ада. Спектакль, в котором было занято 70 артистов, длился почти два часа, создав, к неудовольствию водителей, автомобильный затор в центре города.
В окрестностях Мадрида находятся важные исторические и культурные центры Испании, такие как Алкала де Энарес, Эль Эскориаль. Недалеко от города возвышается дворец Сарсуэла, резиденция испанских королей Ла Пуэрта дель Соль, а также знаменитый Аранхуэс.
Королевский город Аранхуэс расположен в 50 километрах к югу от Мадрида, на берегу реки Тахо. Свое пышное наименование — «Королевский» — Аранхуэс получил в XVIII столетии, когда испанские короли избрали его в качестве своей резиденции.
В 1717 году Филипп V заказал архитектору Педро Каро Идрого проект будущего дворца. Его строительство продолжалось до 1739 года; параллельно шла разборка старых построек. Новый королевский дворец выстроен в форме буквы «П». Центральную часть возводил итальянский архитектор Джиокомо Бонавиа, два боковых крыла и дворцовую часовню — другой итальянский зодчий, Сабатини. Работы по украшению новой королевской резиденции продолжались вплоть до начала XIX века.
Полотна и скульптуры знаменитых мастеров, великолепная мебель различных стилей, коллекции часов, бронзовые люстры и светильники составляют убранство Аранхуэса.
Наиболее интересен Фарфоровый зал, созданный итальянским декоратором Джузеппе Гуччи в 1760 году. Его стены облицованы поливными керамическими плитками, воссоздающими рисунок китайского фарфора.
В середине XVIII столетия по проекту Хуана Вильяпуэвы был заново перепланирован Главный сад, а на берегу Тахо устроена королевская пристань. Садово-парковый ансамбль Аранхуэса пополнился разбитым на 150 гектарах Садом Принца с павильонами «Дом Моряков», Китайским и Охотничьим.
Сад украшают великолепные фонтаны «Нарцисс» и «Аполлон», выполненные из каррарского мрамора. А в одном из наиболее привлекательных углов Сада Принца, среди магнолий, кленов и лип, притаился изящный павильон — Дом Земледельца, построенный в классическом стиле архитектором Исидро Гонсалесом Веласкесом. Его главным сокровищем является знаменитый Платиновый кабинет, обставленный и отделанный с исключительной роскошью, с использованием золота, платины и бронзы. В коллекции картин, украшающих стены Дома Земледельца — работы лучших испанских мастеров XVIII века.
Перед восточным фасадом дворца по заказу короля Фердинанда VII французский садовник Эстебан Бутелу разбил партерный парк. Главный вход в него отмечен двумя небольшими каменными башнями-павильонами в стиле Людовика XIV. Из трех фонтанов, украшающих парк, выделяется фонтан «Геркулес», созданный архитектором Исидро Гонсалесом Веласкесом. К партерному парку примыкает маленький сад Статуй, названный так из-за окружающих его четырнадцати бюстов римских императоров.
Сад Острова - это уголок развлечений. Помимо многочисленных причудливых фонтанов — «Геркулес», «Аполлон», «Венера», «Диана», «Бахус», «Часы», «Нептун», — здесь устроено множество каскадов и водопадов, один из которых носит название «Кастаньеты» — из-за характерного звука, издаваемого падающей водой. В саду устроена обширная площадка для театральных представлений и концертов.
Парки Аранхуэса плавно переходят в исторический Королевский лес, созданный не столько природой, сколько человеческими руками. Каждое столетнее дерево здесь является памятником природы. Протянувшиеся вдоль берега реки парки, сады и рощи Аранхуэса известны своими прекрасными пейзажами, привлекающими сотни тысяч туристов.
http://ispaniya.net/