Hola.ru - Испания

Города и регионы / Испанские города

Барселона - один из наиболее красивых средиземноморских городов

Барселона - один из наиболее красивых средиземноморских городов

Барселона (Barcelona) — главный город Каталонии и провинции Барселона, важнейший порт и второй по числу жителей город Испании (около 5 млн. жителей). Это один из наиболее красивых средиземноморских городов. Он полукругом окружен горами, на склонах которых расположены парки, зоны отдыха и места обозрения панорамы города, а с востока распахнут морю.

История города насчитывает много веков. В 218 году у горы Монтжуйк (Montjuic) римлянами была основана колония Барсино (Barcino). В то же время проведенные в XX веке раскопки показали, что римская колония не была первым поселением на территории Барселоны. Римлянами были построены крепостные стены, развалины которых сохранились до сих пор. Стены окружали территорию, на которой сейчас находится собор, площадь Сан-Хайме (Plaзa de San Jaume) и площадь Пи (Plaзa de Pi). Вокруг Старого города в Средние века еще дважды возводили стены, до конца XVIII века Барселоной считался город, ограниченный ими. За пределами стен возникали селения, которые затем стали полноправными районами Барселоны — Сантс (Sants), Сарриа (Sarria), Грасиа (Gracia). Толчок развитию города дали выставки 1888 года и 1929 года, однако период правления Франко стал для Барселоны временем кризиса. Олимпиада 1992 года, проведенная в Барселоне, дало развитию город новый импульс.

Центральная часть Барселоны разделяется на Старый город — исторический центр города, район горы Монтжуйк и Эшампле — район, возникший в XIX веке в результате расширения города на север. Барселонская архитектура объединяет самые различные течения, но всемирную известность она приобрела благодаря бурному развитию модерна или ар-нуво, ярчайшими представителями которого были архитекторы Жозеп Пуч-и-Кадафалк, Доменек-и-Монтенар и, пожалуй, один из самых известных архитекторов последних двух веков, Антонио Гауди-и-Корнет.

Старый город

Старый город, протянувшийся вдоль улицы Рамблас (Las Ramblas)— один из наиболее обширных и хорошо сохранившихся архитектурных ансамблей средневековой Европы. Особенно выделяется здесь Готический квартал (Барри Готик, Barri Gotic) с Барселонским собором, район Ла-Рибера (La Ribera) с музеем Пикассо, Парк-де-ла-Сьютаделья (Parc de la Ciutadella). Главные архитектурные, в том числе и храмовые, памятники Старого города расположены в пределах Готического квартала.

Самый первый собор на его территории был построен в 985 году, в период завоевания города Альманзором. Строительство готического собора с романской часовней Капелья-де-Санта-Льюсиа (Capella de Santa Lucia) началось в 1298 году при Хайме (Жауме) II на месте старого вестготского поселения. Фасад величественного собора был закончен только в XIX веке, а центральный шпиль — в 1913 году. Все работы велись по чертежам французского архитектора Шарля Голтьера (1408). В ансамбле собора выделяются две восьмиугольные колокольни (1386-1393), центральный неф, выполненный в стиле каталонской готики, Капелья-дел-Сантиссим-Саграмент (Capella del Santissim Sagrament) (капелла Святых таинств) с распятием XVI века «Христос Лепанто», Капелья–де-Сан-Бенет (Capella de San Benet), посвященная основателю монашеского ордена бенедиктинцев. Под главным алтарем собора расположена крипта с алебастровым саркофагом (1339) св. Евлалии, христианской мученицы IV века, которой посвящен собор. В интерьере собора следует отметить сиденья на хорах, верхний ярус которых украшен изображениями гербов 12 рыцарей.

Одна из самых почитаемых барселонцами церквей — базилика Санта-Мария-дел-Мар (Basilica de Santa Maria del Mar), выдержанная в стиле каталонской готики. Благодаря великолепной акустике храма в нем часто устраивают концерты. Церковь строилась около 55 лет. Витраж западного окна-розы (XV в.) изображает коронацию девы Марии, окна центрального и боковых нефов украшены витражами XV — XVIII веков.

Интереснейшим памятником Готического квартала является Дом архидиакона (Casa de l'Ardiaca), построенный в XII веке на фундаменте римской крепостной стены, а затем несколько раз перестраивавшийся. Дом архидиакона примыкает к собору. В архитектуре Дома причудливо соединились черты готики и ренессанса. В эпоху модерна у его входа появился мраморный почтовый ящик с резьбой, изображающей ласточек и черепаху работы архитектора Доменек-и-Монтанера. В настоящее время в Доме архидиакона находится городской архив.

Королевский дворец (Palau Reial Major) на площади Пласа-дель-Рей (Plaza del Rei) создавался в XIII веке как резиденция графов Барселонских. Значительным образцом готики XIV века является зал Тинель. Здесь Фердинанд и Изабелла принимали Колумба, возвратившегося из Америки. Позднее в этом зале заседал Святейший трибунал.

В пределах Готического квартала располагаются здания правительства Барселоны и Каталонии. Здание ратуши (Casa de la Ciutat) начали строить в XIV веке напротив дворца правительства Палау–де-ла-Женералитет (Palau de la Generalitat), на площади Пласа-де-Сант-Жауме. У входа в здание расположены две статуи — одна изображает Хайме (Жауме) I, даровавшего в 1249 году жителям Барселоны право выбирать городской совет, а другая — Жоана Фивельера, заставившего в 1500-х гг. городскую знать платить налоги. Зал Сало-де-лес-Кроникес (Salo de les Croniques) был создан специально для Всемирной выставки 1929 года.

Каталонское правительство с 1403 года занимает здание Палау–де-ла-Женералитет. Фасад здания выдержан в стиле ренессанса, над главным входом размещена статуя покровителя Каталонии — св. Георгия. Двор в стиле поздней каталонской готики украшен скульптурами Марка Сафонта. Интерьер здания отличается часовней Сан-Жорди (Sant Jordi) о залом Сало-де-Сан-Жорди (Salo de Sant Jordi), оформленным Пере Блаи в итальянском духе.

Старейшим памятником гражданской архитектуры Барселоны является биржа (Льотжа, La Llotja), возведенная около 1380 года для гильдии каталонских торговых моряков. Здание было перестроено в 1771 году, до 1994 году в нем размещалась торговая биржа. В 1849 — 1970 гг. верхние этажи здания были заняты Академией изящных искусств, среди слушателей которой были Пабло Пикассо и Жоан Миро.

Оказавшись в Старом городе, нельзя пропустить улицу Каррер-Монткада (Carrer Montacada), сохранившую все особенности средневековой архитектуры. Над мостовой почти смыкаются выступы крыш, с которых глядят фантастические горгульи. За массивными деревянными воротами домов скрываются восхитительные патио. В XIII веке, в период процветания Каталонии, улица была застроена готическими особняками, почти все здания были перестроены в XVII веке.

Центром Старого города является улица Рамблас (Las Ramblas), где жизнь не прекращается ни днем, ни ночью. Арабское слово «рамбла» обозначает высохшее русло реки — такие русла в каталонских городах часто превращались в улицы и именно поэтому здесь часто встречаются улицы с названием «Рамбла». «Рамблас» Барселоны состоит из нескольких отдельных частей, «рамбла», в числе которых Рамбла-де-Каналетес, названная по имени фонтана, и Рамбла-делс-Эстудис (Rambla dels Estudis), имя которой дал первый университет Барселоны — Эстудис-Хенераль (Estudis General). Длина пешеходной зоны Рамблас составляет 1,2 км. Рамблас для Барселоны — то же, что Арбат для Москвы или Монмартр для Парижа. На Рамблас располагается оперный театр «Лисео» (Gran Teatre del Liceu), рынок «Ла-Бокерия» (La Boqueria, в переводе — «Бездна»), известный также как рынок Сант-Жозеп (Mercat de Sant Josep) и несколько старинных особняков. В начале Рамблас, на площади Каталонии (Plaзa de Catalunya), находится отлитый в прошлом веке из железа фонтан Каналетес (Font de Canaletes), а завершением ее служит доминирующий над всем портовым районом 87-метровый памятник Колумбу (Monument a Colom), установленный к Всемирной выставке 1888 году.

Чуть в стороне от него стоит церковь Мерседес — Божией матери «Милосердие», покровительницы Барселоны. Среди строений улицы Рамблас выделяется особняк Палау Гуэль (Palau Guell), выстроенный в 1889 году Антонио Гауди для своего покровителя фабриканта графа де Гуэля. Внутри особняка резные перегородки, галереи и ниши создают ощущение простора. До наших дней сохранена вся меблировка. Среди других достопримечательностей Рамблас необходимо упомянуть Королевскую академию наук и искусств (Reial Academia), Дворец Виррейна (Palau de Virreina), классицистский дворец Можа (Palau Moja) с великолепным внутренним двориком, а также площадь Пласа-де-ла-Брокерия (Plaza de la Broqueria), мозаика мостовой которой выполнена по рисункам Миро, и Королевскую площадь (Пласа-Рейаль, Plaзa Reial), фонари которой созданы по проекту Гауди. Перед Королевской площадью расположена уходящая в Готический квартал улица Ферран (Carrera de Ferran), в одном из домов которой родился Жоан Миро. За рынком Сан-Жозеп находится улица Оспиталь (Calle de Hospital), на которой расположено здание старейшей больницы Барселоны — больницы Святого креста (Hospital de Santa Creu), построенной в 1401 году. В настоящее время в здании больницы расположено богатейшее собрание каталонских книг.

К западу от южной части Рамблас находятся районы Эль-Равал (El Raval) и китайский квартал (Барри-Шинес, Barri Shines). В особняке XVI века Каса-де-ла-Каритат (Дом милосердия) располагается Культурный центр. Рядом с ним высится здание Музея современного искусства Барселоны, возведенное в 1995 году по проекту Ричарда Мейера. Сразу за старой таможней, если спускаться по Рамблас, начинается Старый порт города (Порт-Вель, Port Vell), переоборудованный в гавань для прогулочных судов. На набережной Моль-де-Барселона (Moll de Barcelona) разместилась пристань для пассажирских судов и Всемирный центр торговли. Рамблас соединяется с набережной Моль-д'Эспанья (Moll d'Espanya) разводным мостом и пешеходной дамбой Рамбла-де-Мар (Rambla de Mar). На Моль-д'Эспанья выстроен «Маремагнум» (Maregagnum) — комплекс ресторанов, магазинов и кинотеатров, здесь же расположен один из лучших в Европе аквариумов. Осмотреть барселонскую гавань у Старого порта можно благодаря экскурсиям на маленьких судах, которые называют голондринас («ласточки»). Они причаливают у ступенек набережной на площади Портал-де-ла-Пау (Plaza del Portal de la Pau). Голондринас проходят мимо горы Монтжуйк и заходят в промышленный порт.

Значительным памятником современной архитектуры Испании является Олимпийская деревня (Vila Olimpica), построенная в Барселоне специально для Олимпиады 1992 года на месте бывшего портового квартала. На землях бывшего фабричного района разместились новые дома, был разбит парк Нова Икария (Nova Icaria). У моря были возведены два 44-этажных небоскреба, один из них занимают офисы, а другой — гостиница «Артс» (Arts). Рядом построен яхт-клуб (Порт-Олимпик, Port Olimpic).

В Старом городе много музеев и памятников культуры. Один из наиболее значительных — Дворец каталонской музыки (Palau de la Musica Catalana), расположенный на севере Готического квартала. Архитектура здания и его декоративные элементы выполнены в стиле модерн. Это единственный в Европе концертный зал с естественным освещением. Он спроектирован Луисом Доменек-и-Монтанером и выстроен в 1908 году на месте закрывшегося в XIX веке монастыря. Дом окружают мозаичные колонны с бюстами Палестрины, Баха и Бетховена. Зал второго этажа освещается через великолепный мозаичный купол. Арку просцениума украшают две скульптуры — Вагнера и каталонского композитора Жозепа Ансельма Клаве, участвовавшего в создании хорового общества «Орфео-Катала».

Одной из главных достопримечательностей Старого города и Барселоны в целом является Музей Пикассо (Museu Picasso), занимающий пять особняков на улице Монткада — Мека, Беренгер-д'Агилар, Маури, Финестрес и Баро-де-Кастельет. Основу музея, открывшегося в 1968 году, была коллекция друга Пикассо Хайме Сабартеса. Жизнь Пикассо была связана с Барселоной с того момента, когда он в 14-летнем возрасте переехал сюда из родной Малаги. Пикассо уехал в Париж в возрасте 20 лет, неоднократно возвращался в Барселону, но после победы Франко не приезжал в Испанию. После смерти Сабартеса Пикассо сам передавала многие свои работы музею, коллекция которого пополнилась также графикой художника и 141 работой его керамики, даром его вдовы Жаклин. Особый интерес в экспозиции музея представляют ранние произведения Пикассо. Жемчужиной коллекции считаются полотна из цикла «Лас-Менинас», представляющего собой гротескную интерпретацию одноименного полотна Веласкеса.

В районе Парка Сьютаделья (Parc de la Ciutadella) расположен Музей современного искусства (Museu d'Art Modern), в котором собраны произведения мастеров каталонского искусства XIX — XX веков, в том числе картины Сантьяго Русиньоля и Рамона Касаса — пионеров каталонского импрессионизма. В коллекции музея также представлены работы Жоакима Мира, Исидре Нонеля, Микеля Блея.

Заслуживают внимания барселонский Музей истории города (Museu d'Historia), расположенный в готическом здании и Музей Фредерика Мареса (Museu Frederic Mares), расположенные в Готическом квартале. В первом интерес вызывают ценные археологические экспонаты, например, остатки римского водопровода, фрагменты римских мостовых и стен. Второй же создан известным скульптором и коллекционером Маресом, здание музея ранее входило в ансамбль королевского дворца. В коллекции музея Мареса особенно выделяются экспозиции произведений религиозного искусства романского и готического периодов.

В числе других музеев Барселоны — Геологический музей (Museu de Geologia), Зоологический музей (Museu de Zoologia), Морской музей (Museu Maritim) в Драссанес. Последний основан на базе сухих доков Драссанес (Drassanes). Доки Барселоны — самые большие сохранившиеся средневековые доки в мире. Среди весельных кораблей, построенный в Драссанесе, был «Реаль», флагман Хуана Австрийского, флот которого разгромил турок в битве при Лепанто в 1571 году. Среди экспонатов музея — подлинная карта путешествия Америго Веспуччи.

В пределах Старого города расположены Парк Сьютаделья и Зоопарк (Parc Zoologic). Парк Сьютаделья создан на месте бывшей крепости, построенной при Филиппе V после 13-месячной осады города, отказавшегося признать права Бурбонов на испанский престол. В 1787 году крепость, ставшая политической тюрьмой, была снесена, парк был передан городу, в нем проходила Всемирная выставка 1888 года. Из крепостного ансамбля сохранились только три сооружения — арсенал, в котором сейчас размещается парламент Каталонии и Музей современного искусства, Дворец губернатора (ныне школа) и часовня. Парк особенно привлекателен благодаря каскаде фонтанов, созданных архитектором Жозепом Фонтсере при участии молодого Гауди. Каскад увенчан Триумфальной аркой, общий вид фонтанов напоминает фонтан Треви в Риме.

Барселонский зоопарк, один из лучших в Европе, располагается в южной части Парка Сьютаделья, он был построен в 1940-е гг. по особому проекту — животные разделены здесь не клетками, а рвами с водой. У входа в зоопарк расположена скульптура Ройга-и-Солера «Дама с зонтиком», ставшая своеобразным символом Барселоны. В аквариуме зоопарка проходят представления дельфинов и китов, особый интерес представляют обезьяны зоопарка, в том числе и знаменитая горилла-альбинос Capito de nieves (Снежинка).

Эшампле

Район Эшампле (Eixample) возник после того, как в 1854 году было принято решение о расширении Барселоны («эшампле» по-каталонски значит «расширение»). Здесь расположены величайшие памятники эпохи модерна. По плану, составленному Ильдефонсом Серда-и-Суньер, улицы новых кварталов должны были пересекаться под прямым углом, исключением стали Авингуда Диагонал (Avinguda Diagonal) и Авингуда Гауди (Avinguda de Gaudi), соединяющая площадь Пласа-де-ла-Саграда-Фамилиа (Plaza de la Sagrada Familia) и выстроенную известным каталонским архитектором Доменка-и-Монтанером больницу Оспитал-де-ла-Санта-Креу-и-де-Сан-Пау (Hospital de la Santa Creu I de Sant Pau).

Самое известное творение европейского модерна и самый знаменитый архитектурный памятник Эшампле — церковь Саграда Фамилиа (церковь Святого Семейства, Sagrada Familia) великого архитектора Антонио Гауди. Строительство церкви было начато в 1889 году, но при жизни Гауди был завершен лишь фасад Рождества, после смерти архитектора строительство продолжалось по его чертежам, однако, его завершению помешала гражданская война. К 1954 году были восстановлены первоначальные планы Гауди и работа над храмом продолжилась, однако по сей день идут споры о достоверности реконструкции. Фасад Рождества, завершенный Гауди в 1904 году, воплощает образы Веры, Надежды и Милосердия. Скульптурные композиции на порталах изображают сцены рождения Христа и его детства. Противоположный фасад храма — фасад Страстей Христовых был закончен в 1980 году под руководством Жозепа Марии Субиракса. К постройкам, сделанным при жизни Гауди, относятся апсида, алтарный балдахин и крипта. В крипте находится могила Гауди, здесь проходит служба. Под алтарным балдахином до сих пор не установлен алтарь. Завершить строительство храма предполагается возведением нефа и южного фасада Славы, который должен стать главным входом. Законченное здание в плане должно приобрести форму латинского креста, а верхние галереи должны опираться на множество резных колонн.

Большая часть памятником архитектуры модерна Эшампле сосредоточены в так называемом Золотом квадрате (Cuadrat d'Or), образованном кварталами вокруг проспекта Пассеч-де-Грасья (Passeig de Gracia). В юго-западной части Золотого квадрата находится Квартал Разногласий (Illa de la Discordia), настоящий музей под открытым небом с самыми разными памятниками модерна. В их числе Каса Льео Морера (Casa Lleo Morera)— первый жилой дом, построенный Луисом Доменек-и-Монтанером, Каса Аматльер (Casa Amatller) архитектора Пуча-и-Кадафалки (сейчас в здании располагается Институт испанского искусства Аматльер). Здесь же расположен Каса Батльо (Casa Betllo), творение Гауди, с характерными скругленными линиями фасада и выпуклыми решетками балконов.

Одним из самых известных памятников модерна Золотого квадрата, Эшампле и вообще Барселоны является Каса Мила (Casa Mila или Ла-Педрера, La Pedrera — каменоломня) — важнейший вклад Гауди в архитектуру города. Здание расположено на Пассеч-де-Грасья, его строительство шло с 1906 по 1910 год. Проект этого восьмиэтажного углового здания предусматривал два круглых внутренних двора для вентиляции и первый в Барселоне подземный гараж. Во всем здании нет ни одной ровной стены, наружные стены ничем не отделаны, их украшают лишь причудливые решетки балконов, созданные Жозепом Марией Жужолем. Крышу дома увенчивают поражающие воображение печные и вентиляционные трубы, которые жителями города в шутку называются «пугалом для ведьм».

На улице Авингуда Диагональ расположен другой значительный памятник архитектуры Эшампле — жилой дом Каса Террадес (Casa Terrades), построенный в 1903 — 1905 гг. по проекту Пуча-и-Кадафалка. Из-за шести остроконечных башен по углам дом часто называют «Домом с иголками» (Casa de les Punches). Это самое большое из всех зданий возведенных Пуча-и-Кадафалком. Стиль Каса Террадес эклектичен — в нем слились черты готики и ренессанса. Типичным для модерна является сочетание красного кирпича и более светлого камня, из которого выполнен резной растительный орнамент на фасаде.

В северо-восточном районе Эшампле расположена больница Оспитал-де-ла-Санта-Креу-и-де-Сан-Пау, проект которой начал создаваться Доменек-и-Монтанером в 1902 году, а сама больница была завершена его сыном Пере в 1930 году. Архитектор задумывал вместо обычных больничных палат выстроить 26 изящных павильонов в стиле мудехар, окруженных деревьями. Служебные помещения и коридоры размещены под землей. Павильоны богато декорированы: башни украшены керамической плиткой, приемный покой — мозаиками и скульптурой Пабло (Пау) Гаргальо.

На территории Золотого квадрата расположен один из интереснейших музеев Барселоны — музей Тапьеса (Fundacio Antoni Tapies), в котором выставлены работы одного из самых известных современных художников-абстракционистов Антони Тапьеса. Весьма примечательно здание музея — это первый дом в Барселоне, построенный из металлических конструкций. На улице Пассеч-де-Грасья, проходящей по Золотому квадрату, находятся известнейшие дома моды, магазины одежды и бутики. Например, «Адольфо Домингес» (Adolfo Dominges)— магазин классической мужской и женской одежды, у «Арман Баси» (Arman Basi) можно купить качественную обувь для отдыха и спорта. Здесь же расположен «Винсон» (Vincon) — один из самых больших в Барселоне магазинов, торгующих предметами интерьера. Здесь несложно выбрать подарок на любой вкус.

Монтжуйк

Район горы Монтжуйк (Montjuic) (название, по одной из версий, означает «еврейская гора», так как когда-то здесь было еврейское кладбище, а по другой версии связано с тем, что римлянами на ней был построен храм Юпитера, дав ей название Монт Иовис — Гора Юпитера), расположенный в южной части города возле торгового порта, представляет собой сосредоточение значительных культурных памятников, музеев, аттракционов и ночных клубов. В 1640 году на горе Монтжуйк был построен замок, долгое время здесь не строили жилья из-за сложностей с подводом воды. В 1929 году Монтжуйк стал центром Всемирной выставки, тогда был проложен проспект Авингуда-да-ла-Рейна-Мария-Кристина (Aviguda de la Reina Cristina), в центре которого находится знаменитый Волшебный фонтан с цветной подсветкой. За ним располагается Национальный дворец в музеем искусств. На Монтжуйке находится так называемая Испанская деревня (Poble Espanyol) — комплекс сельских домов, в которых разместились различные сувенирные лавки и ремесленные мастерские. К олимпиаде 1992 года на Монтжуйке были выстроены современные спортивные сооружения.

Монтжуйк — великолепное прогулочное место, отсюда открывается прекрасный вил на город. Архитектура Монтжуйка характеризуется эклектикой, например, в Испанской деревне преобладает традиционная сельская архитектура Испании, а здание музея Фундасьо Миро выстроено в подчеркнуто современном стиле. На вершине горы Монтжуйк расположен замок (Castell de Montjuic)) XVIII века. Впервые на этом месте замок был построен в 1640 году, затем он был снесен в 1705 году по приказу Филиппа V. Современный замок возведен при Бурбонах. После гражданской войны он использовался в качестве тюрьмы, в настоящее время в нем располагается Музей военной истории.

Испанская деревня создавалась с целью представить типичные для Испании архитектурные стили и народные промыслы. Все ее 116 домов представляют миниатюрную модель Испании. Над созданием Испанской деревни работали известные художники и архитекторы. В ее магазинах и лавках продают изделия из стекла, керамики, статуэтки и дамаскинадос — толедские украшения с золотой насечкой. В «Башнях Авилы» (Torres de Avila), через которые можно попасть в Испанскую деревню, помещается знаменитый ночной клуб с интерьером, созданными известными дизайнерами А. Аррабисом и Х. Марискалем.

На Пассеч-Олимпик (Passeig Olimpic) находится Олимпийский стадион (Estadi Olimpic de Montjuic), построенный к 1992 на основе прежнего стадиона, созданного Доменеком-и-Роура для «альтернативных» Олимпийских игр 1936 года, которые не состоялись по причине гражданской войны. Современный стадион вмещает 70 тысяч человек. Рядом с ним находится Дворец Сан-Жорди (Palau Sant Jordi).

Замечательным архитектурным памятником эпохи модерна является Павильон Мис ван дер Роэ (Pavello Mies van der Rohe), созданный как Павильон Германии для Всемирной выставки 1929 года Людвигом Мис ван дер Роэ, главой авангардной школы художников и дизайнеров «Баухауз». В павильоне стоит знаменитое Барселонское кресло его работы. Здание было снесено после закрытия выставки, а затем восстановлено к столетию со для рождения Людвига Мис ван дер Роэ.

Национальный музей каталонского искусства (Museu Nacional d'Art de Catalunya) расположен в великолепном здании Национального дворца (Palau Nacional), которое было построено ко всемирной выставке 1929 года. В музее хранится сама большая в Европе коллекция романского искусства. Особенно впечатляют фрески XII века, перенесенные из пиренейских церквей. Экспонаты готического периода собраны со всей Испании. Немалую ценность представляют произведения каталонских мастеров Луиса Далмау и Жауме Угета (XV в.). В экспозициях музея, рассказывающих об искусстве эпох барокко и ренессанс, выделяются работы Эль Греко, Веласкеса и Сурбарана. Перед Палау Насьональ располагается Волшебный фонтан на проспекте Авингуда-да-ла-Рейна-Мария-Кристина, на котором возвышаются две 47-метровые колокольни архитектора Р. Равентоса. В 1929 году между ними располагался вход на Всемирную выставку.

Другим значительным музеем на Монтжуйк является Фундасьо Миро (Fundacio Joan Miro), связанный с творчеством известнейшего каталонского художника Жоана Миро. Один из основоположников сюрреализма, Миро всегда оставался поклонником каталонского искусства. В 1975 году после заката режима Франко друг Миро архитектор Жозеп Луис Серт разработал проект здания с естественным освещением для постоянной выставки живописи, графики и скульптуры. Миро подарил музею многие из своих работ, в том числе «Барселонский цикл» (1939-1944), состоящий из 50 черно-белых литографий.

Интерес вызывают также Этнологический музей (Museu Etnologic) и Музей археологии (Museu Arqueologic) на Монтжуйке. В первом собраны экспонаты из Африки, Азии, Латинской Америки и Океании. Экспозиция Музея археологии, расположенная во Дворце графических искусств, охватывает период с доисторических времен до владычества вестготов. Древнейший экспонат музея — статуя IV века до н.э. «Дама из Ивисы» из раскопок карфагенского некрополя на острове Ивиса.

Окраины

Окраины Барселоны — самые современные районы города, они застраивались в конце 1980 — начале 1990 гг. Тогда был отремонтирован главный вокзал Сантс (Sants), рядом с ним был разбиты парки Промышленной Испании (Parc d'Espanya Industrial) и парк Жоана Миро (Parc Joan Miro). Ультрасовременной планировкой отличается парк Парк-Эль-Клот (Parc El Clot) за Новым национальным театром.

На западной окраине Барселоны расположен Королевский дворец Педральбес (Palau Reial de Pedralbes), названный по известному барселонскому монастырю. Это здание, ранее бывшее усадьбой Эусеби Гуэля,, в 1919 году было перестроено в качестве королевской резиденции. С 1937 года дворец открыт для экскурсий, в нем размещены экспозиции Музея декоративного искусства и Музея керамики.

На северо-западе Барселоны находится архитектурный комплекс монастыря Санта-Мария-де-Педральбес (Santa Maria de Pedralbes). Монастырь основала в 1326 году Элисенда де Монкада де Пиньос, четвертая жена Жауме II, короля Арагона и Каталонии. Прекрасно сохранились кельи, трапезная, кухня и больница монастыря. Особенно интересна часовня Михаила Архангела (Капелья-де-Сант-Микел, Capella de Sant Miquel), где настенную роспись изображающую Страсти Христовы и жизнь Пресвятой Девы Марии, выполнил Феррер Басса (1346). В 1989 году монастырю были пожертвованы 60 картин из коллекции Тиссен-Борнемиса, выставленные в настоящее время в бывшем монастырском дормитории.

На окраинах Барселоны расположены парки и другие достопримечательности, любимые жителями города и его гостями. Любой поклонник современного искусства обязан посетить Парк Жоана Миро, известный также под именем Парк-де-л'Эскошадор (Parc de l'Escoshador, от названия городской бойни — «эскошадор»). Парк разделен на два уровня, ан верхнем возвышается знаменитая скульптура Миро «Женщина и птица» (1983). Не менее интересен Парк Промышленной Испании, разбитый в 1986 году. В парке, привлекающем своей композицией, выставлены работы шести современных скульпторов, в том числе Андреаса Нажеля.

В 1922 году открылся Парк Гуэль (Parc Guell), созданный Гауди и объявленный ЮНЕСКО частью всемирного культурного наследия. Гауди собирался построить 60 зданий в этом парке, особенно интересен зал Ста Колонн, который по проекту должен был служить местом для рынка. Фанатам всего мира известен футбольный стадион «Камп Ноу» (Camp Nou) и Музей футбольного клуба «Барселона» — одного из наиболее популярных в Европе. В экспозиции музея представлены портреты и статуи самых известных игроков «Барселоны», которые были заказаны для «Блау Грана Бьенниаль», выставки в честь клуба, проходившей в 1985 и 1987 годах.

http://www.fincasromar.com/