Засады на дорогах
Но сначала против обыкновения — немного
скучной прозы, относящейся к жизни туриста. Как
правило, в статьях о путешествиях основной текст
я посвящаю странам, городам, истории, культуре,
природе, достопримечательностям, а разные
практические советы оставляю на конец. На сей раз
хочу изменить традиции просто потому, что
запланированная поездка в Сеговию, обещавшая
целый букет впечатлений и приятных эмоций, могла
сорваться прямо на старте. Иначе говоря, на
мадридском вокзале.
И на старуху бывает проруха. Автор этих строк не
без оснований причисляет себя к бывалым
путешественникам, однако и он не застрахован от
ошибок. Тем полезнее сообщить о них другим —
убрать с их дороги пресловутые грабли. В то
осеннее утро неправильным было решение
довериться испанской железной дороге. Да еще при
наличии отягощающих обстоятельств — по-испански
мы с женой "но энтьендо", в смысле "не
въезжаем" (или "не догоняем", как вам будет
угодно).
Сеговия расположена в 90 километрах
северо-западнее Мадрида. Туда можно отправиться
как на автомобиле, так и на автобусе (последний
ходит каждые полчаса). Но поскольку я не вожу
машину, а междугородное автобусное сообщение,
как показал многолетний опыт путешествий, бывает
на редкость скучным и однообразным (шоссе — оно и
есть шоссе), то решено было ехать поездом. Тем
более что путь предстоял в горы — невысокие, но
все же. А это, как подсказывал все тот же опыт,
обещало множество интересных картинок за окном.
Беда состояла в том, что я был развращен
идеальным железнодорожным сообщением в
Великобритании и Германии. Да и в других
европейских странах особых проблем с поездами не
возникало. А посему понадеялся я и на Испанию. И,
как оказалось, зря. Нет, с самими поездами там все
в порядке — чисто, комфортно, как везде в Старом
Свете. Беда с вокзалами, которых в Мадриде два:
южный – Аточа и северный — Чамартин. Сеговия
находится на севере, поэтому поезд с Аточи в
любом случае минует Чамартин, да и наш отель был в
десяти минутах ходьбы от последнего.
Поутру мы беззаботно отправились брать билеты.
Незнание кассиром даже самых ходовых английских
слов должно было насторожить, но мы не придали
этому значения. Купив билеты, с помощью
дополнительного билетика мы прошли через
турникет (подобный тем, что сейчас установлены и
на московских вокзалах) на перрон.
Лишь там я понял, что совершил ошибку. Доска с
расписанием на платформе, конечно, имелась, но на
ней отсутствовали поезда, идущие в Сеговию.
Многие отправлялись на какую-то станцию
(название уже забыл), откуда, если верить более
общей схеме, можно было попасть в Сеговию. Однако,
какие именно поезда продолжали движение после
указанной станции, а для каких она была конечной,
понять было невозможно. И сколько придется
проторчать во втором случае на перроне
маленького городка в ожидании поезда на Сеговию
— час, два?
Вскоре обнаружилась вторая засада. Особенностью
испанских вокзалов (в отличие, скажем, от тех же
английских или немецких) является полное
отсутствие должностных лиц в легко узнаваемой
форме. Проводники, контролеры, вокзальная служба
— должен же быть кто-то, чтобы объяснить
растерянным иностранцам, как им добраться до
желанной и час от часу становящейся все более
недоступной Сеговии! Ни-ко-го. А возвращаться за
справками на вокзал с использованным билетиком
для турникета рискованно — объясняй потом
местным контролерам, что вернулся только затем,
чтобы уточнить расписание. На английском,
которого здесь в упор не понимают.
Короче, пришлось вспоминать забытое московское:
"Сами мы не местные". Причем по-английски с
вкраплениями известных французских и немецких
словечек. Но и "сами местные" мало чем
помогли. Создавалось впечатление, что о древнем
испанском городе на мадридском вокзале в то
злополучное утро знала только супружеская пара
из далекой России.
Время клонилось к полудню, и я уже мысленно
смирился с тем, что Сеговия нам аукнулась и день
пошел насмарку. Но тут глаз рефлекторно выхватил
на мониторе с бегущей строкой нужную информацию:
"Следующий поезд прибывает через 15 минут.
Пункт назначения — Сеговия". Я не пожалел пяти
минут — снова сбегал к доске с расписанием, чтобы
удостовериться. Означенный поезд имелся — с той
самой забытой мною станцией в качестве конечного
пункта. О том, что состав проследует дальше, до
Сеговии, — ни слова.
Особенности национальной железной дороги,
философски заключил я, усаживаясь в вагоне. Надо
будет запомнить на будущее.
Корабль в пустыне
Впрочем, обо всех этих досадных бытовых
накладках забываешь уже при подъезде к заветной
цели. Поезд примерно час неторопливо ползет по
живописной равнине с какими-то рощицами (видимо,
заповедными — там запросто бродят непуганые
олени и прочая дикая живность), а затем столько же
плутает по обещанным горам. Так что
открывающиеся за окном виды скучать не дадут.
И наконец Сеговия. Старинный город
расположен на скалистой возвышенности (1000
метров над уровнем моря) в месте слияния двух рек
— Эресмы и Кламорес. Во многих путеводителях
Сеговию сравнивают с кораблем. Из окна поезда
этого не увидишь, поэтому убедиться в точности
сравнения можно, взглянув на окруженный
крепостной стеной Старый город с огибающего его
шоссе. Действительно, вытянутое античное морское
судно! Вознесенный на отвесную скалу замок
Альказар — это задранный нос, башня
кафедрального собора — мачта, а циклопический
римский акведук — руль, спущенный с кормы-утеса.
Вот только вместо моря в основном камень и глина.
Выжженная безжизненная пустошь с одинокими
монастырями и преобладанием коричневых и желтых
цветов. Земля Испании, о кочки которой обивал
свои подковы изможденный донкихотовский
Росинант.
Идеальное стратегическое положение Сеговии в
полной мере оценили еще древние римляне,
основавшие город в I веке до нашей эры и
построившие тот самый акведук. Их сменили
вестготы, арабы и короли Кастилии и Леона (а затем
и единой Испании), перестроившие замок Альказар и
украсившие город кафедральным собором и
многочисленным католическими церквями.
Сеговия повидала многое. Уже в XI веке
кастильский король Альфонсо VI перевел сюда свой
двор, позже в местном соборе Сан-Мигель
короновали знаменитую Изабеллу Кастильскую —
главную вдохновительницу и "спонсора"
экспедиции Колумба в Новый Свет. А сохранившаяся
до наших дней церковь Ла Вера Круз (с непривычным
планом в виде круга) служила резиденцией ордена
тамплиеров вплоть до его запрета. Однако после
того как испанская корона перешла к Габсбургам,
стал клониться к закату и золотой век Сеговии —
король, а позже император Священной Римской
империи Карл V недолюбливал прежнюю аристократию
и ее родовые гнезда. И город захирел. Нового
расцвета Сеговии пришлось ждать два столетия, по
прошествии которых испанский трон заняли
представители нынешней династии — испанская
ветвь Бурбонов.
Все эти наслоения веков и культур превратили
Сеговию в подлинную Мекку любителей старины и
один из центров туризма в Испании. А с 1985 года
город включен в почетный Список всемирного
культурного наследия ЮНЕСКО.
Прогулка с носа на корму
Лучше всего осматривать этот вытянувшийся на
скале огромный исторический музей под открытым
небом именно в такой последовательности. Можно и
в обратной, но тогда главные физические затраты
придутся на конец экскурсии, потому как мало
добраться до замка Альказар — нужно еще
сохранить силы для подъема по его 150 крутым
ступенькам на самую верхотуру. А взбираться туда
все равно придется — вид с вершины башни
открывается такой, что дух захватывает!
Королевский замок Альказар изначально был
укрепленной крепостью. Таких "альказаров"
(по-арабски — "крепость") в Испании
множество. В отличие от аналогичных твердынь в
Севилье, Толедо и Гранаде, построенных арабами
для защиты от войск христианских королей,
Альказар в Сеговии возведен христианами. И в
последующей Реконкисте (так называют борьбу
католических королевств на Пиренейском
полуострове за выдавливание с него мавров)
местный замок сыграл роль нашей Брестской
крепости, выдержав не одну арабскую осаду.
Кстати, полного плана тайных подземных
ходов в замке, имеющих выход к реке и другим
зданиям Старого города, сегодня не знает никто.
Ученые и отдельные энтузиасты ищут их постоянно,
и время от времени Альказар приоткрывает
очередную тайну, как бы дразня специалистов: мол,
эта далеко не последняя!
Замок много раз перестраивали — последний раз
это произошло в конце XVI века. Сегодня взору
туриста предстает вариант реконструкции и
реставрации, проведенной после пожара 1828 года.
Тогда причиной почти полного разрушения
Альказара стали не враги и не стихийное бедствие,
а… студенты. Просто в 1764 году Карл II разместил в
замке Королевскую школу артиллерии, статус
которой спустя полвека повысился до академии.
Вот будущие артиллеристы и доигрались с порохом:
в один ужасный день замок чуть не взлетел на
воздух.
Так что в наши дни толпы туристов осаждают не
аутентичный архитектурный памятник, а в
значительной степени новодел. Следует, правда,
отметить, классный — такой, что у большинства
даже не возникает сомнений, что ту же брусчатку,
доски или камень топтали средневековые рыцари. И
они же всматривались через те же бойницы в тучу
пыли на горизонте — не арабская ли конница?
На исторические ассоциации наводит и
размещенная в залах Альказара впечатляющая
коллекция старинного оружия и доспехов, а также
сам внешний вид и внутреннее убранство
замка-дворца. Это великолепный образец
специфического архитектурного стиля мудехар,
развитого на Пиренеях арабскими зодчими. Им
удавалось творчески сочетать конструктивные
элементы традиционной мавританской архитектуры
с декоративными элементами европейской готики и
Ренессанса. Поэтому только в испанских замках и
дворцах присутствуют богато украшенные
внутренние дворики, изящные арки и арабески на
сводах и разноцветные изразцы на куполах и
башнях.
Но главный туристический магнит Альказара — вид,
открывающийся с его стен и открытых площадок. Не
говоря уж о верхних этажах, куда, как говорилось,
ведут потогонные 150 ступенек. Впрочем,
затраченные физические усилия окупаются
сторицей. Оттуда не только вся Сеговия —
пол-Испании как на ладони! Хотя долго
наслаждаться открывшейся перспективой (как,
впрочем, и проводить качественную фотосъемку) на
семи ветрах под силу лишь самым выносливым.
Порывы ветра таковы, что кажется нелишним
привязаться к перилам, как делают яхтсмены в
жестокий шторм.
Спустившись с продуваемых небес на грешную (зато
такую уютную и комфортную!) землю, самое время
прогуляться к мачте, чтобы там снова обратиться
мыслями к небу. Кафедральный собор Сеговии,
заложенный по приказу Карла V в 1525 году,
представляет собой прекраснейший образец
поздней готики, получившей красивое название
"пламенеющая". По великолепию он не уступает
более громким собратьям — соборам в Толедо и
Севилье.
В завершение экскурсии — долгожданная корма.
Римский акведук высотой с десятиэтажный дом и
длиной 728 метров построен без малого 2000 лет назад,
во времена императора Траяна. Цели при этом
преследовались не только практические
(транспортировка воды), но и идеологические. По
замыслу огромное многоярусное арочное
сооружение должно было держать в страхе недавно
покоренных дикарей-иберийцев, постоянно
напоминая им о том, кто здесь хозяин. До наших
дней акведук, ставший одной из визитных карточек
Сеговии (он красуется на городском гербе) дошел в
целости и сохранности, поражая туристов со всего
мира мастерством и дерзостью древних строителей.
Достаточно сказать, что каменные блоки, из
которых сложен акведук, не имеют никаких
механических креплений.
Не к столу будет сказано
В Сеговии и помимо замка, собора и акведука есть
что посмотреть.
На небольшой территории Старого города (его
можно легко обойти за два-три часа) уместились
культовые сооружения всех стилей. Тут можно
увидеть романские церкви с высокими
колокольнями — Сан-Мартин на центральной
площади, Сан-Эстебан (ее 53-метровая башня — одна
из самых высоких в Испании) и Сан-Хуан де лос
Кабальерос. А рядом — готический монастырь
Дель-Паррал и увенчанную арочной башней церковь
Сан-Миллена, интерьер которой выполнен в стиле
мудехар. Интересно, что на этом пятачке смог
приткнуться даже целый городской университет.
Кстати, весьма почтенный.
Поплутав по узким кривым улочкам, отходящим от
центральной Кале-Реаль, можно вырулить на совсем
уж удивительное заведение. На его мрачной двери
красуется лаконичная надпись по-испански и
по-английски: "Музей ведьм".
Заходить внутрь натурам чересчур
впечатлительным, тем более с детьми, не
рекомендую. Комната пыток, уставленная орудиями
самого устрашающего вида, или стенды с
заспиртованными тушками животных и
человеческими органами — еще куда ни шло, но при
виде экспонатов в зале, посвященном ведьмовским
сексуальным оргиям, замирают даже продвинутые
подростки.
Оказывается, и их еще можно чем-то поразить.
Например, главным хитом экспозиции — чудовищных
размеров старинным фаллоимитатором со змеиной
или дьявольской (что, по христианским канонам,
одно и то же) рожицей на… в общем, понятно, где. По
соседству с этим орудием — свидетельством
неутомимых и извращенных козней врага рода
человеческого — прочий ассортимент
средневекового сексшопа смотрится весьма
скромно, а некоторые экспонаты вроде фигурок
распутных монахов с демонстративно
выставленными из-под ряс анатомическими
подробностями — даже умилительно.
После такого сюрприза в старинной Сеговии
особенно тянет перекусить. Ведь город славен еще
и своими ресторанчиками, где первым делом
советую попробовать фирменное блюдо — молочного
поросенка (или козленка), запеченного в особой
арабской печи — табуне. Чтобы подчеркнуть
нежность покрытого аппетитной золотистой
корочкой мяса, его принято разрезать не ножом, а
— не удивляйтесь! — ребром тарелки. Подобное
священнодействие, а также последующее вкушение
поросенка под бокал испанского вина очень
способствует восстановлению душевного
равновесия, слегка нарушенного после посещения
столь мрачного музея